Понимать, какой вред могут принести ваши действия для сайта. Да, именно «вред», а не пользу. Советуем идти от противного — с обоснованием любых позитивных ожиданий от внедрения какого-либо ТЗ вы всегда справитесь! Даже если эти ожидания будут косвенными, например:
→ хотите внедрить на сайте микроразметку → ожидаете улучшения ранжирования, за счет влияния на сниппет. Но польза здесь косвенная, ведь разметка может и не оказать существенного влияния, особенно если размечать все "бездумно". Микроразметка помогает поисковой системе лучше понимать сайт, но повлияет ли разметка футера или логотипа на ранжирование? Google итак знает, что у сайта есть футер и лого, зато оптимизатор гордо рапортует, что сделал очередное "полезное" ТЗ и все заshema`чил. В такой ситуации куда полезнее
было бы разметить хлебные крошки или время и дату мероприятия, но пока руки дойдут до нужных блоков разметки могут пройти месяцы — дел ведь всегда много.
Напротив, понимая, как внедрение какой-то фишки (или откладывание внедрения) может сказаться негативно, вы всегда можете обосновать текущую ситуацию своему заказчику или вовремя продумать стратегию.
→ Вводите на сайте бесконечную прогрузку материалов в блоге? → Знаете, что поисковому роботу нужна и пагинация тоже, иначе могут быть проблемы с индексацией внутренних ссылок со страниц, которые бот получить не может → ставите ТЗ программисту на внедрение → profit!
Всегда стоит помнить, для чего вы что-либо делаете, какую пользу и урон могут нести ваши действия для проекта.
Уметь продумывать алгоритмы тестов. Чтобы понять, хорошо ли у вас получается ваша работа, нужно тестировать себя. И речь здесь не о том, чтобы отвечать на вопросы про seo в какой-нибудь Google-форме для любознательных, а о том, как ведет себя сайт после ваших действий: насколько ситуация на поиске поменялась? Сколько ссылок принесли пользу? Увеличилось ли время, которое посетитель проводит на страницах?
Формулировать мысли и задачи понятным языком. Даже начинающий оптимизатор должен уметь доносить свои профессиональные "вердикты" так, чтобы клиент понимал, что от него нужно и почему. Чем более короткую, не информативную форму общения вы выберете, тем выше вероятность, что клиент от вас устанет: уйдет туда, где ему будут понятны все нюансы действий с его проектом.
Владеть не только в seo, но и в смежные вещи, по типу прототипирования интерфейсов и сайтов, разбираться в маркетинге (хотя бы поверхностно), понимать, как правильно должен строиться текст и структура текста. Подумайте, что удобнее заказчику: нанять вас и еще десять специалистов, или вас и еще четверых? Конечно, это не значит, что стоимость ваших услуг должна быть дешевой, здесь вы сами регулируете цифры. Но показать клиенту, что вы можете дать техническое задание для дизайнера, в котором опишите структуру предполагаемого сайта с иерархией заголовков, блоков и страниц — показать вашу экспертность.
Поставьте себя на место заказчика, когда он получает от вас множество задач на внедрение, стратегию продвижения и запрос на бюджет. Вы должны не только обосновать эти изменения, но и объяснить в процессе, насколько дела сайта улучшились. Если вы думаете, что отчета о проделанной работе будет достаточно, у нас для вас плохие новости. Всегда отслеживайте, что было с показателями "до" и что стало "после", а в некоторых случаях, проводите A/B тестирование, замеряя реакцию конкретной аудитории на новшества. Хотите изменить структуру корзины в интернет-магазине, потому что вам кажется, что иконка корзины должна быть в центре — тестируйте!
Здесь не стоит путать понятия: если вы готовы часами общаться с руководителем бизнеса о том, чем Пингвин отличается от EEAT — это плохо, потому что вы тратите свое время зря. Но если на вопрос клиента о том, чем важна иерархия заголовков <H1>/<H2> на сайте вы ответите: «так принято», будет не ок.
Когда оптимизатор может работать с формулировками, ему легко справляться не только с обоснованием своих действий, но и с возражением клиентов. Параллельно, хорошо бы прокачивать умение говорить на публике (выступления на конференциях и вебинарах), делать хорошие информативные отчеты и презентации.
Помните, что над сайтом кроме вас работают и другие люди: дизайнер, программист, контент-менеджер. Если вы умеете внятно доносить свои мысли до исполнителей, вы экономите время для всех участников этого процесса.
*о людях-оркестрах расскажем как-нибудь в другой статье. Но хотим напомнить, что во всем важен баланс. Если вы приходите на курс Старт по Seo и вам кажется, что там слишком много материала, вам нужно пересмотреть подход к этой профессии. В работе вам точно придется учиться разбираться с ошибками верстки:
— Почему заголовки на сайте имеют не верный размер?
— Что происходит со стилями ссылок после нажатия?
— Почему отказы на мобильной версии идут в рост?
С ошибками разметки — тоже к вам:
— Не получится сказать, что у вас лапки, даже если есть программист. Он не обязан быть в курсе всех деталей в обновлении микроразметки, он может изучить документацию, но не станет оптимизатором вместо вас!
— Не выйдет сказать, что вы понятия не имели о возможности разметить в поиске блок с ценами!
— Как только у конкурентов появятся картинки в сниппете, заказчик придет с вопросом, что нужно сделать, чтобы у него было также!
С контентом, в котором правильное соотношение пользы / ключей / заголовков — опять к вам:
— Это вы даете техническое задание копирайтеру;
— Это вы доказываете контент-маркетологу, что у вас просадка по конкретным запросам, которые «хотелось бы» пнуть контентом сверх его плана;
— Это вы следите за актуализацией старых статей, дополняя их нужными ключами.
Безусловно, какие-то обязанности и навыки могут быть «смежными», касаться не только вас. Но как только вы начинаете растить свою экспертность, повышается спрос на вашу работу, а значит, идет в рост оплата вашего времени, ваша ценность.