Завуалировал в заголовке все, что касается вопроса о перспективных нишах для seo. Если коротко — их не видно, но они есть. Быть востребованным оптимизатором можно в любой области, везде платят хорошо, если вы достойно работаете и заказчик ок. Многое зависит от того, как вы общаетесь с клиентом, как выполняете свою работу, волнуетесь ли за проект в 18:02, или к этому времени успели выбросить из головы все, что касается работы.
Если вы быстро учитесь и можете применять свои знания на практике, не боитесь экспериментировать, обосновывая свою теорию — вам будет хорошо в любой нише. Некоторые оптимизаторы стараются брать проекты исходя из личных предпочтений:
- любите технику → работаете с интернет-магазинами электроники;
- продвигаете зоомагазин ← обожаете котиков;
- три года работали в кафе официантом → взяли сайт ресторана;
- мечтали в детстве стать космонавтом ← на продвижении сайт производителя стиральных машин.
Но универсальной версии выбора нет, а в агентствах — часто дают то, что есть, без оглядки на ваши личные предпочтения.
Что прокачивать сеошнику, кроме спины?
Про спину, кстати, не шутка. Учитывая, что вы будете проводить за экраном по 8-10 часов в день, а иногда и больше, за здоровьем нужно следить внимательно. Но поговорим про пару полезных качеств:
- Убедительность. Нервничать во время общения с клиентом — нормально, потому что не все умеют выступать перед аудиторией. Этот навык приобретается со временем, тут главное другое: клиент пришел к вам, чтобы решить свои задачи. Если вы можете их решить, но нервничаете так, что звучите не убедительно, у вас не хватает дыхание и нервно трясутся руки, он может подумать про вас «плохо». С дружелюбно настроенным заказчиком небольшая неуверенность может прокатить, но мы же говорим о seo: если вчера вышел апдейт в Яндексе, а вы переживаете, что не знаете как это понятно сформулировать для заказчика, он может решить, что вы не понимаете, что произошло и «все совсем пропало». Умение спокойно и уверенно отстаивать свою позицию — важный скилл. Сюда же входят моменты:
- продать свою идею, показав не только ее плюсы, но и возможные минусы;
- услышать боль клиента и аргументированно и спокойно на это ответить;
- уметь сказать «нет» или попросить время для принятия каких-то решений и идей;
- убедительно отстоять свою точку зрения, если клиент давит экспертностью в области, в которой он экспертом не является.
Последняя ситуация очень показательна — если клиент любит крутой дизайн и сайт превратился из ресурса компании в витрину мастерства художников, сео-специалист должен опираться на факты: сложно ли пользователям ориентироваться на сайте? Как поиск воспринимает иерархию страниц? Растут ли отказы? Куда делись позиции? Что происходит со скоростью загрузки сайта? И только после этого можно обсудить ситуацию, предложив варианты, которые не порушат ваше seo.
2. Навык решать задачу или разбираться в ней. Здесь тоже простой пример: клиент хочет переехать с одной CMS на другую, но вы не программист и понятия не имеете, что нужно делать с внутренним кодом. Однако предоставить клиенту чек-лист минимальных вещей, которые нужно учесть при переезде — мастхев. Что еще можно сделать:
- рассказать, какие особенности прежней CMS помогали вам в работе;
- какие правила переезда нужно учитывать, чтобы поисковая система не обалдела;
- дать программисту свои контакты для решения экстренных вопросов;
- напомнить о бекапах.
Можно ничего из этого не делать, а когда переезд состоится — разведете руками, указав на то, что это не ваша зона ответственности. О результате можно будет отписаться в нашей группе в TG :)
3. Умение организовать свою работу. В агентствах за часть таких задач отвечают аккаунт-менеджеры, но от планирования своего графика все равно никуда не уйти. У вас есть восемь рабочих часов или вы работаете парт-тайм, не так уж важно. Главное, что прокрастинация не забирает ваше внимание, а десять рабочих задач не решаются в пятницу перед дедлайном. Если вы ставите понятные технические задания исполнителям, это экономит ваше время и организовывает работу. Если вы понимаете, сколько времени уходит на определенные задачи — вы можете планировать работу на будущее. Но для любителей хаоса в seo тоже есть место: зарабатывают же как-то все те специалисты на биржах, которые обещают аудит на 150-страниц и стратегию по ссылкам за 20 минут?
За что ценят сео-специалиста? За пунктуальность, экспертность, его опыт, умение общаться, навык планировать свое время и разбираться в том, как чудит поиск.
Бонус для дочитавших: типичные странности в резюме
За все ошибки не скажу, встречается очень разное. Из последнего, что удивило:
- Оптимизатор в резюме пишет, что у него 6 лет опыта работы Сеньором в студии. Доходит до собеседования и по знаниям становится ясно, что он, на самом деле, Джун. Расчет на то, что вам не зададут сложные вопросы — ошибочен. Сеньора видно издалека.
- Неочевидная проблема — многолетняя работа инхаус на одних и тех же клиентов. Специалисту сложно посмотреть на себя со стороны, ему кажется, что он либо слишком хорош, либо не способен на большее.
- Специалист претендует на Миддл-грейд, но не знает ни одного оператора для работы с wordstat или поисковой строкой Google.
- В резюме отражено много интересных проектов, но оптимизатор не может рассказать, какими задачами занимался, нет никаких метрик или кейсов.
По этим недочетам ясно, на что смотрят при найме в первую очередь. Джуна возьмут охотнее, если у него есть понимание того, как работать с поисковыми операторами и он способен отличить «Королев» от «Пингвина». Натаскать новичка на определенные инструменты и умение работать с ними — проще, чем перевоспитывать специалиста, который уверен в том, что пересмотрев вторую часть Крестного отца, он стал Сеньором.