Написать в Telegram

Мы онлайн, ответим быстро

Как работают поисковые системы

Поисковые системы сортируют информацию в Интернете по запросам пользователей. Нам достаточно ввести несколько слов, чтобы найти нужные сведения. Это происходит за счет индексации, которая выводит нужные сервисы по запросу. Принцип работы поисковых систем значительно важен для продвижения в Интернете. Если мы будем знать алгоритмы, сможем их использовать себе на пользу. Об этом и пойдет речь в статье
Содержание:

Виды поисковых систем

Поисковики классифицируются по типу обработки информации:

● системы на основе роботов;
● системы, которыми управляет человек (модератор);
● гибридные системы;
● метакраулеры.

Системы на основе роботов полностью автоматизированы. Программа обходит и сканирует сеть для создания структурированного архива веб-ресурсов и списка слов. Главная задача таких систем — создание ранжированного списка сайтов.

Поисковики, управляемые человеком, работают в ручном режиме. После создания сайта владелец отправляет данные модератору (веб-мастеру) с указанием категории каталога, в который она должна быть включена. Специалист проверяет сайт и включает его в список, если все условия модерации соблюдены. Такие поисковые системы работают гораздо медленнее, но они гарантируют качество контента.

Гибридные поисковики сочетают в себе работу роботов и алгоритмов, которыми управляет человек. Такие системы имеют больший функционал. Например, если сайт не прошел модерацию, владелец может восстановить его позицию в каталоге, исправив нарушения. Мы вносим изменения и отправляем запрос в техническую поддержку. При повторном обращении решение будет принимать модератор.

Метакулеры не проверяют самостоятельно новые страницы при создании списков в каталоге. Такие системы используют для отправки запросам нескольким поисковикам одновременно. Метакулеры подходят в ситуациях, когда мы создаем веб-ресурс в разных поисковых системах.
Смотри кейсы студентов, которые стали
SEO-специалистами

Самые популярные поисковые системы

В ТОП 5 поисковиков входят:

● Google;
● Яндекс;
● Yahoo!;
● Baidu;
● Bing.

Эти системы пользуются большой популярностью во всем мире. Когда идет речь о продвижении, работа ведется именно с этими сервисами. Чем популярнее поисковая система, тем сложнее пройти модерацию новым сайтам. Сервис накладывает ограничения на недавно созданные системы. В таком случае следует обратить внимание на поисковики без запретов:

● DuckDuckGo;
● YaCy;
● Dogpile;
● BoardReader.

Данные поисковые системы подойдут для узконаправленных сайтов, которые не проходят модерацию в популярных поисковиках. Если мы создаем новый сервис для ведения бизнеса или информационного блога, страница пройдет все проверки.

Общие механизмы поисковых систем

Работа поисковиков одинакова для всех. Алгоритм условно можно разделить на несколько этапов.
Список страниц
Поисковая система выдаст сайт по запросу, если он известен и зафиксирован в базе данных. Грубо говоря, это можно сравнить с компьютером: Вы не найдете файл, если не знаете, где он хранится.

Поисковик должен знать содержимое сайта, чтобы выводить его по пользовательскому запросу. Контент фильтрует специальный робот — краулер ( с английского языка «crawler» переводится как ползающее насекомое, паук). Программа автоматически обходит все страницы по URL-адресам, тем самым охватывая все сайты в цифровом пространстве. Обработанные сервисы отправляют на индексацию.
Индексация
На этом этапе информация о сайте будет добавлена в базу данных поисковой системы. Поисковик собирает сведения о содержимом каждой страницы, а именно ключевые слова и контент (текст, изображения, видео и аудиофайлы, документы и др.). Пока сайт не пройдет индексацию, для поисковика он не существует.

Краулер передает индексному роботу информацию о странице для упорядочивания. Система выбирает самые высокочастотные слова, запоминает их принадлежность к конкретной странице.
Ранжирование и поисковая выдача
Данный этап наиболее важен для нас, как владельцев сайта. Предыдущие процедуры проходят автоматически и являются подготовкой. При ранжировании мы уже можем увидеть результат — поисковую выдачу. Именно для нее созданы поисковые системы.

Когда пользователь вводит запрос в строку поиска, программа автоматически выводит страницы соответствующей тематики. На одну тему система показывает огромное число сайтов. Такое количество пользователям не нужно, поэтому все сервисы сортируются специальным алгоритмом. Из огромной массы страниц поисковая система отбирает наиболее релевантные — те, которые лучше подходят по тематике и запросу пользователя.

Таким образом происходит ранжирование. Это многоэтапный процесс. На каждом следующем этапе используются более сложные алгоритмы фильтрации. Каждая поисковая система использует собственные формулы ранжирования, которые невозможно узнать. Мы не можем точно сказать, какой алгоритм влияет на этот процесс. Программы постоянно обновляются и совершенствуются.

Результат поиска можно разделить по:

● поисковой системе — каждая из них имеет уникальные критерии ранжирования;
● региону — запросы формируются по местонахождению пользователя;
● используемому устройству — сайт должен иметь полную и мобильную версии;
● одинаковым запросам разных пользователей — учитывается история поиска.

На выходе мы получаем стандартный список сайтов в поиске. Рейтинг формируется по актуальности контента. Чем полезнее сервис, тем выше он находится в поисковой выдаче. Это полезно и для пользователей, и для создателей сайтов. Первые получают актуальную информацию, товар или услугу. Вторые используют поисковые алгоритмы для продвижения своих страниц.

Ранжирование происходит по нескольким параметрам:

● типология;
● контекст;
● время;
● макет.

Как только мы вводим свой запрос, поисковая система классифицирует фразу для определения типологии. Например, поисковик относит запрос по местоположению, возрастному цензу или типу сайта (коммерческий, информационный, новостной и т.д.).

Работая с контекстом, поисковая система выделяет релевантную информацию, которая будет полезна пользователям. При этом учитывается ряд факторов:

● социальный;
● исторический;
● временной;
● экологический.

Также учитывается соотношение времени выполнения и индексации контента. На примере это выглядит следующим образом: на запрос «Первая мировая война» выводятся проверенные источники (даже если они были опубликованы несколько лет назад), а при вводе фразы «Фильмы, вышедшие в этом году» поиск выведет самые новые сайты.

Параметр «Макет» формирует поисковую выдачу с точки зрения визуала. Например, если пользователь ищет рецепт блюда, система выведет много видеозаписи, где будет показан процесс приготовления.
Апдейт и изменение индексирования
Поисковик использует информацию из тех страниц, которые прошли индексацию. В Интернете есть сайты, не попавшие в поисковую выдачу. Причиной может стать:

● языковые границы — Яндекс больше делает упор на русскоязычную аудиторию (но не ограничивается ей), Google же индексирует сервисы со всех уголков мира;
● технические ошибки при разработке сайта;
● медленная загрузка сервера или наличие перебоев;
● несоответствие формата сайта — все поисковые системы обрабатывают веб-страницы HTML;
● слабый трафик;
● дублированные страницы;
● копирование контента с сайтов конкурентов;
● слишком большой размер или глубина страницы — файл объемом более 10 Мб не проходит индексацию;
● недопустимый контент.

Иногда индексация занимает много времени из-за загруженности поисковой системы. Ежедневно в цифровом пространстве появляются тысячи новых страниц. Процедура может занять несколько минут или недель.

Для проверки индексирования используем Яндекс.Вебмастер (раздел «Индексирование») или Google Search Console («Проверка URL»). Здесь мы сможем увидеть, на каком этапе проходит процедура и возможные причины отказа.

При апдейте обновляется база данных поисковой системы. Выдача может быть пересортирована. Сайт, который находился на первом месте поиска внезапно исчезает из ТОП 10. Ранжирование имеет несколько критериев, которые известны только самой поисковой системе. Иногда вернуться на лидирующие позиции может быть проблематично.

Как работают самые популярные поисковики

Самыми востребованными поисковыми системами являются Google и Яндекс. Дальше будем говорить только о них, так как другие поисковики работают на основе таких же технологий.
Google
Данная поисковая система собирает сведения со страниц, в том числе:

● мультимедийные файлы;
● отсканированные документы;
● открытые базы данных;
● контент, добавленный через сервисы Google (Google Мой Бизнес, Google Карты и др.).

За сканирование и добавление новых страниц в базу данных отвечают специальные боты — Googlebot. Несколько программ анализируют текст, изображения, файлы и другое содержимое. Каждый Googlebot отвечает за определенную категорию контента. Каждый бот умеет определять оригинальные и дублированные страницы, структуру всего сайта.

При сканировании система ищет ссылки на наш сайт на других ресурсах. Дополнительно у нас есть возможность запросить ручное сканирование сервиса или с помощью карты Sitemap. Боты автоматически определяют, какие страницы нужно отсканировать, с какой частотой.

Если на ресурс можно перейти по нескольким URL-адресам или есть похожий контент (например, полная и мобильная версии сайта), система объединяет их в группу. Программа определяет главную (каноническую) страницу, индексирование которой будет проходить чаще.

В Google роботы индексируют контент всех страниц: текст, изображения и теги к ним (title, alt), метатеги (title, description). Если нам нужно скрыть сайт от индексирования, прописываем тег «nofollow» или «noindex». Другой способ — прописать рекомендации в файле Robots.txt, но эту задачу лучше отдать профессиональному разработчику. Из-за небольшой ошибки сайт перестанет работать вовсе.

Поисковую выдачу формируют алгоритмы и выдают пользователю сайты по его запросу. Программы постоянно изменяются и дорабатываются, чтобы человек мог найти полезную информацию. На поисковую выдачу влияет множество факторов, среди которых:

● поведенческие факторы;
● скорость загрузки страниц;
● действия пользователей на сайте;
● наличие мобильной версии;
● уникальный контент;
● проработка навигации;
● местоположение;
● интерфейс.

Поисковая выдача выглядит как список ссылок с заголовками и сниппетами (краткое описание контента). Корректную работу системы обеспечивают программные алгоритмы. Мы не сможем под них подстроиться, так как модераторы регулярно их обновляют и модернизируют ради качественной выдачи.

Алгоритмы выполняют следующие задачи:

1. Анализ ключевых слов и выражений. Программы определяют смысл, находят орфографические ошибки в запросах и даже учитывают сленг. По введеной фразе система автоматически определяет, что конкретно ищет пользователь: товар, новость, обзор.

2. Поиск подходящих страниц. По запросу пользователя Google подбирает наиболее полезные сайты. Поисковая система может вывести не только информационные страницы, но и видео, рекламу. Если в запросе есть вопрос (слово, а не вопросительный знак), Google выводит блок с краткими вопросами и ссылкой на источник. Внизу поисковой выдачи система выдает блок «Похожие вопросы». Программа анализирует требования пользователя и старается упростить поиск.

3. Ранжирование релевантных страниц. В Интернете огромное количество страниц, которые могут быть полезны для пользователя. Алгоритм должен отбирать наиболее подходящие ресурсы. Для этого используется программа расчета авторитетности PageRank. Система определяет, какие авторитетные ресурсы ссылаются на искомый ресурс, какие критерии делают его полезным и интересным.

4. Показ подходящих страниц. После отбора наиболее подходящих сервисов, поисковая система предоставляет их в виде рейтинга по популярности.

5. Учет информации о пользователях. Данные алгоритмы собирают сведения о каждом пользователе, что влияет на поисковый алгоритм. Google учитывает местоположение, индивидуальные настройки поиска на определенном устройстве (ПК, смартфон), предыдущие поисковые запросы, переходы по ссылкам, история браузера, действия на сторонних сервисах.

Все факторы, влияющие на поисковую систему Google условно делятся на 3 категории: внутренние, внешние и поведенческие. Влияние каждого из них индивидуально, так как они зависят от тематики сайта, уникальности контента, актуальности и других критериев.
Яндекс
Отечественный поисковик имеет приблизительно такой же алгоритм как Google. Яндекс также сканирует, индексирует и выдает веб-ресурсы. Однако у данной поисковой системы есть уникальные особенности. Например, для индексации нам необходимо добавить наш сайт в Яндекс.Вебмастер.

Если мы продвигаем сервис в странах СНГ, предпочтительнее использовать именно отечественный поисковик. Система умеет распознавать необычные словоформы, присущие русскому языку. В Яндексе мы можем задать конкретный регион, чтобы продвигать свои товары и услуги в определенном местоположении.

Недостатком русского поисковика является отсутствие встроенного поиска в мобильных устройствах. На Android и iOS по умолчанию установлен Google, а Яндекс придется скачивать отдельно. Для большинства пользователей не имеет значения, какой браузер использовать. Яндекс чаще всего используют при поиске на компьютере.

Отечественная поисковая система использует более 24 алгоритмов. Они максимально оптимизируют процесс поиска. Раньше Яндекс не учитывал контент сайта и опирался на «технические параметры:

● наличие структуры;
● количество ключевых слов;
● объем контента;
● поведение пользователей.

Сейчас Яндекс анализирует качество контента, учитывает метатеги, скорость загрузки сайта и другие нюансы. Это значительно улучшило качество информации. Яндекс делает упор именно на пользу для человека. Даже наличие большого количества ключевых слов, внутренних ссылок и других параметров продвижения, сайт не может не попасть в ТОП 10 поисковой выдачи.

Отличительной чертой Яндекса являются фильтры антиспама. Страницы не индексируются, если есть нарушения:

● накрутка поведенческих факторов;
● кликджекинг (размещение невидимых элементов, на которые пользователь кликает случайно);
● назойливая реклама;
● слишком частые оповещения;
● отсутствие актуальной и ценной информации.

Все это может создать проблемы для продвижения нашего сайта. После модерации иногда приходится получать отказ в публикации новой страницы.

Подводим итоги

Принцип работы поисковых систем должны знать разработчики сайтов и сами пользователи. Для первых это важно с точки зрения продвижения. Если мы будем знать алгоритм поиска, сможем использовать его для выведение нового сайта в ТОП поисковой выдачи Яндекса, Google или другой системы. Механизмы работы постоянно обновляются для оптимизации, поэтому важно регулярно следить за их изменениями.

Пользователю эта информация будет полезна для упрощения и ускорения поиска. Человек сможет более точно сформировать свой запрос, чтобы получить максимально полезные сведения. Например, если мы ищем принцип работы или характеристики бытовой техники, вводим соответствующие фразы. Когда нам нужно купить устройство, в запросе указываем слова «цена», «магазин» и др. Это поможет поисковым системам отсортировать тысячи страниц и вывести самые полезные.